MUSEUM.ru
ВСЕРОССИЙСКИЙ РЕЕСТР МУЗЕЕВ
данные от 23.3.2023,
в печать 24.4.2024
http://www.museum.ru/ М782
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Телефоны: (81757) 3-1735, 3-1479 (экс. бюро),   (81757) 3-1735,   факс:(81757) 3-1735
Почтовый адрес: 161100, Вологодская область,   г. Кириллов, Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Интернет:
адрес: www.museum.ru/m782
сайт: kirmuseum.org/
афиша: www.museum.ru/m782#news эл.почта: ,    
Режим работы: См. здесь
Проезд: Автобусы "Вологда-Кириллов", "Череповец-Кириллов"
Входная плата: См. здесь
Доп. услуги: На территории музея имеются киоск/магазин и лекторий/кинозал
Основные экскурсии:
      Обзорная экскурсия по Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
      Дата основания - 1924г.
      Международный день музеев - 18.05
      День культуры Вологодской области - 14.01
      Заснеженный город - 21.02
      Международная акция "Ночь в музее" - 00.05
      Кирилловские чтения - 00.04
      Ночь искусств - 03.11

Описание:
     Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря принадлежит к наиболее значительным творениям русской художественной культуры. На берегу красивейшего Сиверского озера раскинулся целый средневековый город. На территории в 12 га - 11 каменных церквей ХV-ХVIII вв., многочисленные хозяйственные постройки в окружении стен и башен "Великой Государевой крепости".
      Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник был основан в конце 1924 года. В 1968 году решением правительства ему присвоен статус музея-заповедника. Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1997 года музей включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. В настоящее время только один музей в Вологодской области имеет такой высокий статус.
      Экспозиции и выставки музея-заповедника размещаются в памятниках архитектуры. С 1998 года постоянная экспозиция музея находится в Архимандричьих кельях XVII-XIX веков. В залах первого этажа представлена выставка, посвященная 400-летию успешной обороны Кирилло-Белозерского монастыря от польско-литовских захватчиков, и выставка "Из XXI века в XVII век. История и костюм", на которой представлены костюмы со съемок фильма "Раскол" (режиссер Н. Досталь). Здесь экспонируется оружие XVI-XVIII веков, кресло патриарха Никона, предметы старообрядческой культуры. В залах второго этажа представлены великолепные памятники древнерусского искусства из монастырских и приходских храмов, лицевое и орнаментальное шитьё, предметы декоративно-прикладного искусства.
      В корпусе Поварни XVI века расположена экспозиция "Народное искусство Белозерья". Здесь представлены различные промыслы: резьба по дереву, художественный металл, керамика, ткачество, крестьянская вышивка, кружево, народный женский костюм XIX - начала XX веков.
      В Казённой палате XVI века размещается экспозиция "Русское искусство XVII-XIX веков". Здесь представлены иконы XVII - XIX веков, предметы декоративно-прикладного искусства, лицевое и орнаментальное шитьё.
      В декабре 2007 года открыта для посещения после реставрации Трапезная палата с церковью Введения (1519 г.). Здесь представлена экспозиция, посвященная истории основания монастыря, жизни преподобного Кирилла Белозерского, хозяйственной деятельности монастыря в период его расцвета, а также церковному искусству XV- XIX вв. Также в Трапезной палате можно посетить выставки "Колокольный мир" и "Вологодское кружево".
      В подклете Трапезной палаты открыта экспозиция "Древности Белозерья. История края по материалам археологических раскопок". Это первая полноценная экспозиция по археологии Белозерского края в Вологодской области. Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IX тыс. до н.э.) до позднего средневековья. В Братском корпусе XVII-XIX вв. с июля 2002 года открыт для посетителей интерьер монашеской кельи XVII века.
      В летнее время открыты для посетителей храмы Иоанна Лествичника и Преображения, где сохранились иконостасы XVI-XVIII веков, выполненные местными мастерами.
      Со второго и третьего ярусов крепостных стен XVII века и колокольни XVIII века открывается прекрасный вид на архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря.
      В 2010 году в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике был создан новый отдел, получивший название "Музей истории города и района". Постоянная экспозиция Музея истории города и района представляет интерьер жилого городского дома, построенного в конце XIX века.
      В двадцати километрах от Кириллова находится известный Ферапонтов монастырь, в настоящее время - Музей фресок Дионисия, филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря с 2000 года находится под охраной ЮНЕСКО. В соборе Рождества Богородицы сохранилась стенопись знаменитого художника Дионисия, созданная в 1502 году.
      Город Кириллов с "Великой государевой крепостью", Ферапонтов монастырь с уникальной живописью Дионисия являются одними из самых привлекательных объектов туризма на территории Русского Севера

Здание(я):
      Грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря сформировался в основном за два столетия - с конца XV до конца XVII вв. Уже на подъездах к городу видны величественные стены и башни самого большого Российского монастыря. Его площадь около 12 гектар. На этом пространстве расположен целый каменный город, почти в нетронутом виде сохранившийся со времен Московской Руси. Органическая связь монастырского ансамбля с окружающей природой усиливает впечатление от древней архитектуры
Организация включена в туристические маршруты:
      Москва - Соловецкие острова
      Москва - Валаам
      Москва - Кижи
      Москва-Санкт-Петербург-Москва
      По Золотому кольцу
      Северная Фиваида
      Душа Русского Севера
      Золотое кружево России
      Там, где резной палисад…
      Вологда - Кириллов - Ферапонтово


Классификация организации: музей-заповедник, архитектурно-ансамблевая (архитектурная, музей-храм, монастырь), художественная (декоративно-прикладного и народного искусства, художественных ремёсел), историческая (общеисторическая)
Тип организации: культурно-массовая, исследовательская
Организационно-правовая форма: некоммерческое учреждение
Статус: Федеральная
Единиц хранения: 54939, из них предметов основного фонда: 37688, изображений: 2
Площадь организации: экспозиционно-выставочная 5417,9 м2, фондохранилищ 1479 м2, парковая 14 га
Количество сотрудников: 194 , из них научных: 47
Количество посетителей за последний год: 207 070
В структуре организации имеются: архив, научная библиотека, экспертная группа, реставрационные мастерские ((реставрация темперной живописи и металла))
Местные достопримечательности:

Национальный парк "Русский Север" (гора Маура, гора Цыпина, Сокольский бор, Шалго-Бодуновский лес)  Горицкий Воскресенский монастырь (женский, действующий)

Образовательные услуги:

Цикл лекций в рамках образовательной программы "Истоки"  Беседы, лекции, экскурсии к разделам ИЗО "Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас" и "Декоративная работа"  Лектории:   - "История и культура Белозерья"   - "История монастырей Белозерья"  - "История г.Кириллова и Кирилловского района"  - "Археология Белозерья"  - "Народное искусство Белозерья"  - "Азбука народного искусства"  - "Русское церковное искусство"  - "Монастыри и монашество"  - "Мир русской святости"  - "Из истории русской книги"  - "Великая отечественная война"  Лектории для детей дошкольного возраста: "Мы идем в музей", "Музейная мозаика"  Лекции, занятия, экскурсии в рамках Клуба "Юный экскурсовод"

Основные должностные лица:
     Шаромазов Михаил Николаевич, тел. (81757) 3-1735 - генеральный директор - P826
     Смирнов Илья Алексеевич, тел. (81757) 3-2961 - заместитель директора - P827
     Смирнова Светлана Николаевна, тел. (81757) 3-2479 - заместитель директора - P828
     Вороничева Ольга Валентиновна, тел. (81757) 3-2002 - заместитель директора - P6545
      Соловьева Любовь Викторовна, тел. (81757) 3-1867 - главный бухгалтер - P5826
Вышестоящая организация:
     Министерство культуры Российской Федерации(125993, город Москва, Малый Гнездниковский пер., д. 7/6, стр. 1, 2, 8 (495) 629-10-10, факс: 8 (495) 629-72-69) - R152
Отделения и филиалы:
      Музей фресок Дионисия(161120, Вологодская область, Кирилловский р-н, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская, д. 8 , (81757) 49-261)M1612
      Музей-квартира В.И. Белова(160001, Вологодская область, г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 10, кв. 4, +7 (921) 142-08-56)M1859
Членство в музейных организациях и объединениях:
      Союз музеев России(197046, город Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 2/4 , +7 9111479820 - исполнительный директор) R14
Организации партнеры:
      Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник(160000, Вологодская область, г. Вологда, ул. С. Орлова, 15 , автоответчик (8172) 72-2283, спр. (8172) 72-2511) M767
      Институт археологии Российской академии наук(117292, город Москва, г. Москва, ул. Дм. Ульянова, 19, (495) 126-4798) R78
      Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря(105005, город Москва, ул. Радио, дом 17, корпус 6, (499) 763-3729 (дирекция), 763-3712 (экспертиза), 763-3740 (выст. отдел)) R229
      Московская геолого-разведочная Академия(117873, город Москва, ул. Миклухо-Маклая, 23, (495) 125-1121) R333
      Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР)(107114, город Москва, ул. Гастелло, 44, стр 1, (499) 268 5077) R334
      Вологодский государственный университет(160000, Вологодская область, г. Вологда, ул. Ленина, 15, (8172) 72-50-33) R335
      Фонд поддержки проектов и программ Вологодской области(Вологодская область, г. Вологда) R1558
      ООО "Древности Севера"(160004, Вологодская область, г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 58, оф. 48, (8172) 727960) R1559
      Центральные научно-реставрационные производственные мастерские Министерства культуры РФ(город Москва, г. Москва) R1570
Виртуальные ресурсы:
      Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (kirmuseum.org/) - W1292
Наиболее ценные (уникальные) коллекции:

      Живопись - 1704 ед. хр.
      Книги - 2390 ед. хр.
      Изделия прикладного искусства - 15726 ед. хр.
      Археология - 15763 ед. хр.
      Ткани - 5321 ед. хр.
      Дерево - 8167 ед. хр.

Выездные выставки:

      "Как Кирилло-Белозерский монастырь польско-литовскую осаду выдержал". Выставка детских рисунков, посвященная 400-летию успешной обороны Кирилло-Белозерского монастыря от польско-литовских интервентов 1612 года
      "Этих дней не смолкнет слава". Выставка детских рисунков, посвященная Великой отечественной войне
      Народная кукла. Выставка знакомит с обрядовыми, игровыми куклами и куклами-оберегами, на протяжении веков сопровождавших быт русских крестьян
      Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику 85 лет. Выставка рассказывает об истории развития музея-заповедника с момента основания и до наших дней, о сотрудниках музея, основных достижениях, реставрационных работах
      Знаменитые кирилловцы. Выставка посвящена землякам, ставшим известными в различных сферах деятельности
      Кириллов спортивный. Выставка рассказывает об истории развития спорта на территории Кирилловского района
      Реставрация архитектурных и художественных памятников. выставка посвящена истории реставрационных работ, проводившихся на территории музея-заповедника, а также рассказывает о главных реставраторах памятников музея

Наиболее значимые предметы фондов:

      Спас в силах – F1028
      Рождество Богородицы – F1031
      О Tебе радуется – F1093
      Неопалимая Купина – F1094
      Явление Кириллу Богородицы в Симоновом монастыре – F1095

Английское название:
     Kirillo-Belozersky Historical Architectural Art Museum-reserve
Английское описание:

     The architectural ensemble of the Kirillo-Belozersky monastery is one of the most important creations of the Russian artistic culture. The whole medieval town stretches out on the shore of the magnificent Siverskoye Lake. On the territory of 12 hectares there are 11 stone churches of the 15th-18th centuries, numerous service structures surrounded with walls and towers of "The Great Fortress of the Tsar". The Kirillo-Belozersky historical architectural art museum-reserve was founded in 1924. Status about the museum-reserve was confirmed by a governmental decision in 1968. On April 2, 1997 the Russian President signed a decree that included the Kirillo-Belozersky museum-reserve into the List of Specially Important Sites of Cultural Heritage of the People of the Russian Federation. Nowadays it is the only high-status museum in the Vologda region. Expositions and exhibitions are placed in the monuments of architecture. Since 1998 the main exposition of the museum is in the House of the Father Superior (XVII-XIX cent.). In the halls of the ground floor there are two exhibitions, the first one is dedicated to the 400th anniversary of the defence of the monastery against the Polish and Lithuanian troops. The second exhibition is called "From the XXIst century to the XVIIth century. History and Costume". It presents costumes of the film "Schism" directed by N. Dostal. One can see also arms of the XVIth-XVIIIth centuries, Patriarch Nikon's arm-chair, objects of old-believers. Icons, church embroidery and objects of the decorative art are exhibited in the halls of the first floor. The exhibition "Folk art of the Belozersk district" is placed in the spacious vaulted chambers of the monastery cook-house of the 16th century. An important place is occupied by wood-carving, ceramics, peasant embroidery, weaving, lace-making and a folk female costume of the 19th-early 20th centuries. The exhibition "Russian art of the XVIIth- XIXth centuries" is in the Treasury Hall built in the XVIth century. There one can see icons, church embroidery and objects of the decorative art. The Refectory with the Church of the Presentation of the Virgin in the Temple (1519) was opened after its restoration in 2007. The exposition in it is dedicated to the history of the monastery and the church art of the XVth-XIXth centuries. One can visit two exhibitions "World of bells" and "Vologda Lace". The exhibition "Antiquities of the Belozersk district. History of the region based on the materials of archeological excavations" is placed on the lowest floor of the Church of the Presentation of the Virgin in the Temple with the refectory. It is the first full exhibition representing archaeology of the Belozersk district in the Vologda Region. Materials of the monastery archeology are displayed for the first time in our region. More than 4000 archeological objects dating back to different chronological periods are represented there: from the Mesolithic period (9000 B.C.) till the late Middle Ages. The Medieval period is fully represented, and that makes this exhibition one of the largest in the North-West of Russia. Among the exhibits there are unique works of ancient art, unique not only in the collection of this museum, but in the archaeological collections of other Russian museums as well. The exposition "Monk's cell" represents the interior of the ordinary monk's cell of the XVIIth. The church of St. John Climacus and the Transfiguration church are opened in summer. Their iconostases painted by local masters in the XVIth-XVIIIth centuries have been preserved. A beautiful view of the architectural ensemble of the monastery opens from the second and third tiers of the walls of the XVIIth century and from the Bell-Tower of the XVIIIth century. A new museum department "Museum of History of the town Kirillov and of the Kirillov district" was opened in 2010. Its exposition represents the interior of the house built in the XIXth century. The famous Ferapontov monastery is located 20 kilometers far from Kirillov. The Museum of Dionisy's Frescoes, the branch of the Kirillo-Belozersky museum, is situated in the architectural ensemble of the Ferapontov monastery. Since 2000 its ensemble has been protected by UNESCO. Dionisy's frescoes painted in 1502 were preserved in the Cathedral of the Nativity of the Virgin. Kirillov with "Great Fortress of Tsar", the Ferapontov monastery with the unique frescoes painted by Dionisy are the most attractive sites of tourism in Russian North

Примечание:

     Официальное название организации: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник".

Интернет:
     Есть подключение


Для корректировки и пополнения данных Всероссийского Реестра Музеев необходимо отправить заполненную Форму (в формате MS WORD), приложения (MS WORD, JPG, ZIP), а также отсканированный первый лист формы, заверенный руководителем и печатью Организации, по эл. адресу: .
В течении пяти рабочих дней Вы должны получить подтверждение о получении Формы. Если подтверждение не поступило, повторите отправку с другого эл. адреса. С любыми вопросами обращайтесь к инспекторам Всероссийского Реестра Музеев: .

(c) Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2023
(c) MUSEUM.ru, 1996-2024