MUSEUM.ru
ВСЕРОССИЙСКИЙ РЕЕСТР МУЗЕЕВ
данные от 14.1.2024,
в печать 24.4.2024
http://www.museum.ru/ М2778
Историко-этнографический музей "Русская старина"
Телефоны: (4812) 38-15-91, 38-18-51 ,   (4812) 38-15-91
Почтовый адрес: 214000, Смоленская область,   г. Смоленск, ул. Тенишевой, 7
Почтовый адрес дирекции: 214000, г. Смоленск, ул. Коммунистическая, 4
Интернет:
адрес: www.museum.ru/m2778
сайт: www.smolensk-museum.ru/
афиша: www.museum.ru/m2778#news эл.почта: ,    
Режим работы: См. здесь
Входная плата: См. здесь
Доп. услуги: Недалеко от музея Вы можете воспользоваться гостиницей и местами группового питания

Описание:
     По инициативе М.К. Тенишевой и на ее средства в Смоленске было построено здание в 1905 году. Для публичного обозрения музей "Русская старина" был открыт в октябре 1909 года. В мае 1920 года в здании была открыта Художественная галерея, размещавшаяся здесь по май 2011 года. В настоящее время разработаны концепция и структура экспозиции возрождающегося историко-этнографического музея "Русская старина" княгини М.К. Тенишевой.
      Из 10 000 экспонатов тенишевского музея до наших дней дошло не многим более 4 000. Наиболее серьезные утраты коснулись предметов из фарфора и керамики, стекла, драгоценных металлов, дерева. Практически полностью были утрачены предметы из археологических раскопок, значительно пострадало собрание икон. Тем не менее, сегодняшнее состояние коллекции позволяет показать почти все комплексы экспонатов, имеющихся в историко-этнографическом музее.
      Однако восстановление первоначальной тенишевской экспозиции невозможно из-за отсутствия необходимого количества предметов. Воссоздание музея "Русская старина" предполагает современное решение экспозиции и современную музейную инфраструктуру. В основе - идея исторической взаимосвязи различного вида русского прикладного искусства, предметов этнографического характера и формирование на этой основе национальной художественной традиции. Среди задач будущего музея - максимальное публичное представление собрания историко-этнографического музея М.К. Тенишевой; создание экспозиции, посвященной жизни и деятельности М.К. Тенишевой; создание центра по изучению и пропаганде тенишевского наследия

Здание(я):
      Здание, в котором будет размещаться новый музей, само по себе является произведением искусства. Построено в 1903-1905 гг. по проекту С.В. Малютина, в разработке участвовали М.К. Тенишева и художник В.М. Васнецов. Это одно из лучших произведений неорусского стиля на смоленщине. Основной объем - двухэтажный куб с подвалами и мезонином, обращенным во двор. С запада к основному объему примыкает пониженный объем вестибюля (его фасады оформлены по проекту художников А.П. Зиновьева и В.В. Бекетова). Кладка кирпичных стен лицевая. В декорации фасадов большую роль играет цвет. Между цоколем и первым этажом проходит поясок из зеленых майоликовых плиток, между первым и вторым этажами - широкий пояс из разнообразных орнаментальных рядов фигурной кирпичной кладки. Из белого кирпича выложены оригинальный фриз, щипцовый карниз вестибюля и широкие фигурные наличники больших окон на северном и южном фасадах. В крупный килевидный тимпан над главным входом включена майолика - среди растительного орнамента размещены вензель М.К. Тенишевой - "МТ", дата начала строительства музея (1903) и стилизованная надпись "Русская старина". Цветовую гамму первоначально довершали цветные стекла в оконных переплетах сложного рисунка по эскизам М.К. Тенишевой и черепичная кровля. Внутри здания 8 экспозиционных залов, перекрытых кирпичными сводиками по балкам, соединяются крупными арками, без дверных полотнищ
Основатель: Мария Клавдиевна Тенишева (1858-1928)


Классификация организации: историческая (этнографическая)
Тип организации: культурно-массовая
Организационно-правовая форма: некоммерческое учреждение
Статус: субъект РФ
Площадь организации: экспозиционно-выставочная 466,8 м2, парковая 0,4 га
Местные достопримечательности:

Смоленская крепостная стена (1596-1602) - самое крупное фортификационное сооружение в Европе, "каменное ожерелье всея Руси", творение талантливого зодчего Федора Коня  Три действующие церкви XII века - церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела (Свирская)  Художественный символ города - Успенский собор (XVII-XVIII вв.)

Основные должностные лица:
     Орлова Тамара Васильевна, тел. (4812) 38-73-73 - директор - P5754
     Даниленко Ираида Викторовна, тел. (4812) 38-15-91 - заведующий - P2578
Вышестоящая организация:
     Смоленский государственный музей-заповедник (214000, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Коммунистическая, 4 , (4812) 38-73-73, 38-38-62) - M673
Виртуальные ресурсы:
      Смоленский государственный музей-заповедник (www.smolensk-museum.ru/) - W1508
Английское название:
     Museum "The Russian Antique" RSBIC "The Smolensk State Museum-Preserve"
Английское описание:

     On M.K. Tenisheva's initiative and resources a new building for her museum collection was erected in Smolensk in 1905. For the public review the museum "The Russian Antic" was revealed in 1909. For the present moment a new conception and structure of the exposition of the reviving history-and- ethnography museum"The Russian Antic" of M.K. Tenisheva have been worked out. From 10 000 exhibits of the Tenisheva's museum not more than 4 000 have been preserved for the present. The most serious losses have taught upon the things made of porcelain and ceramics, of glass, of precious metals, of wood. The things from archaeological excavators were lost almost completely, the collection of icons suffered much. Nevertheless,the present condition of the museum collection allows exhibit almost all complexes of available exhibits in thehistory-and- ethnography museum. However the restoration of the original collection is not possible because of the lack of essential quality of things. The reconstruction ofthe museum "The Russian Antic" supposes modern solvation of the expositional problem and modern museum infrastructure. On a basic there is an idea of the historical interconnection of the various aspects of the Russian applied art and things of ethnography nature. Among the future museum tasks there's maximum public presentation of the collection of the history-and- ethnography museum of M.K. Tenisheva; the creation of theexposition devoted to the life and activity of M.K. Tenisheva; the creation of the center on research and propaganda of the Tenisheva's legacy

Примечание:

     Официальное название организации: Историко-этнографический музей "Русская старина" ОГБУК "Смоленский государственный музей-заповедник".



Для корректировки и пополнения данных Всероссийского Реестра Музеев необходимо отправить заполненную Форму (в формате MS WORD), приложения (MS WORD, JPG, ZIP), а также отсканированный первый лист формы, заверенный руководителем и печатью Организации, по эл. адресу: .
В течении пяти рабочих дней Вы должны получить подтверждение о получении Формы. Если подтверждение не поступило, повторите отправку с другого эл. адреса. С любыми вопросами обращайтесь к инспекторам Всероссийского Реестра Музеев: .

(c) Историко-этнографический музей "Русская старина", 2024
(c) MUSEUM.ru, 1996-2024