MUSEUM.ru
ВСЕРОССИЙСКИЙ РЕЕСТР МУЗЕЕВ
данные от 14.1.2024,
в печать 24.2.2024
http://www.museum.ru/ М2317
Музей природы и экологии "У истоков Днепра"
Телефоны: (4812) 38-15-91 ,   (4812) 38-15-91
Почтовый адрес: 214000, Смоленская область,   г. Смоленск, ул. Студенческая, 6. Временно работает по адресу: г. Смоленск, ул. Тенишевой, д. 7
Почтовый адрес дирекции: 214000, г. Смоленск, ул. Коммунистическая, 4
Интернет:
адрес: www.museum.ru/m2317
сайт: www.smolensk-museum.ru/
афиша: www.museum.ru/m2317#news эл.почта: ,    
Режим работы: Вторник-четверг, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00, пятница - с 10.00 до 17.00
Проезд: Городским транспортом до ост. "Площадь Победы" или "Красный Крест"
Доп. услуги: На территории музея имеются киоск/магазин и лекторий/кинозал
Недалеко от музея Вы можете воспользоваться гостиницей и местами группового питания
Основные экскурсии:
      Самое интересное о животных Смоленской области
      Птицы Смоленской области и их охрана
      Млекопитающие Смоленской области и их охрана
      Сезонные особенности в жизни животных
      Кто где живет
      Семья и брак. Поведение человека и животных
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
      Дата основания - 27.11.1908
      Всемирный день воды - 22.03
      Международный день птиц - 00.04
      Международный день Земли - 22.04
      Всемирный день охраны окружающей среды (День эколога) - 05.06
      Всемирный день защиты животных - 04.10
      Международный день биологического разнообразия - 22.05

Описание:
     Один из старейших в объединении музеев, основанный в 1908 году. Много раз менял свое название: естественноисторический, естественный им. Н.М. Пржевальского (1914), музей природы и местного края (1948-1977), природоведческий музей (с 2008 г.), музей природы и экологии (с декабря 2008 г.). Музей многократно менял свое местонахождение вплоть до 1990 г., когда ему было выделено здание по ул. Студенческой, 6 (здание ныне находится в стадии реставрации).
      Заслуга в создании музея принадлежит "Обществу изучения Смоленской губернии". С первых лет своего становления музей формировался по принципу многопрофильности. Поэтому наряду с естественнонаучными коллекциями здесь были археологические материалы, предметы старины, монеты. Первая экспозиция, ставшая доступной для посетителей в 1913 г., имела характер открытого показа фондов. За счет проведенных экспедиций по сбору флоры и фауны Смоленской губернии музей в 1920-х гг. имел более 3,5 тысяч предметов. Разнообразная исследовательская деятельность сотрудников музея находила отражение в научных работах.
      В конце 1930-х гг. музей становится значимым объектом в городе, привлекает внимание любителей природы и школьников. Во время Великой Отечественной войны музейные коллекции были утрачены. Часть зоологических объектов, принадлежащих музею, обнаружил на территории оккупированной Польши и возвратил в музей майор Советской Армии А.С. Павлов.
      После войны на восстановление музея были выделены большие средства. Для сбора экспонатов, изучения геологии и полезных ископаемых, флоры и фауны организовывались экспедиции в различные районы области. Данные материалы легли в основу первой послевоенной экспозиции 1948 г., которая находилась в церкви Иоанна Предтечи (Соборный двор) до 1987 г. Вновь начался поиск собственного помещения для музея, который неоднократно менял свой адрес. В 1990 г. музею было предоставлено 3х-этажное здание общей площадью 1367,7 кв.м (ул. Студенческая, д. 6.), являющееся памятником архитектуры к. XIX в. Будущая экспозиция "У истоков Днепра" отразит эволюционный характер развития жизни на Земле, раскроет вопросы духовной экологии и перспективы будущего планеты, познакомит посетителей с природой смоленского края.
      Временно музей работает в выставочном режиме в двух залах Исторического музея (ул. Ленина, 8)

Здание(я):
      Общественное 3х-этажное кирпичное здание к. XIX в. Лицевая кладка стен сохранила следы побелки. Крупное здание с обильным сложным декором характерно для периода эклектики. Два верхних этажа отделены от основания промежуточным карнизом. От него поднимаются стройные пучковые лопатки, которым в нижнем этаже соответствуют короткие лопатки с лежачей прямоугольной филенкой в завершении
Основатель: Общество изучения Смоленской губернии (1903 г.)


Классификация организации: естественнонаучная
Тип организации: культурно-массовая, исследовательская, учебная
Организационно-правовая форма: некоммерческое учреждение
Статус: субъект РФ
Единиц хранения: более 12000, из них предметов основного фонда: 5260, изображений: 1
Площадь организации: экспозиционно-выставочная 940 м2, фондохранилищ 42,8 м2, парковая 0,3 га
Количество сотрудников: 8 , из них научных: 4
Количество посетителей за последний год: 7370
Образовательные услуги:

"Шаги по траве" (экологическая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста)  "Семейный час в музее" (в течение года ежемесячная программа по льготным билетам для детей с родителями)  "Экология и здоровье" (для учащихся 9-10 классов)  "Мы выбираем…". Цикл мероприятий о здоровом образе жизни (для учащихся старших классов, студентов вузов)   "В помощь школе" (учебная программа для 6-8 классов)

Основные должностные лица:
     Орлова Тамара Васильевна, тел. (4812) 38-73-73 - директор - P5754
     Хохлова Надежда Николаевна , тел. (4812) 38-15-91 - заведующий - P1957
Вышестоящая организация:
     Смоленский государственный музей-заповедник (214000, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Коммунистическая, 4 , (4812) 38-73-73, 38-38-62) - M673
Организации партнеры:
      Смоленский государственный университет(214000, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4 , (4812) 38-31-57) R2027
      Смоленский гуманитарный университет(214014, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Герцена, 2, (4812) 68-33-66, 68-33-35) R2028
      Департамент Смоленской области по природным ресурсам(214000, Смоленская область, г. Смоленск, Чуриловский пер., 19, (4812) 38-74-99, 35-04-61) R2035
      Департамент Смоленской области по лесному хозяйству(214004, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Николаева, 126, (4812) 38-02-78, 35-59-93) R2036
      Областная детская библиотека им. А.С. Соколова-Микитова(214000, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Ленина, 16, (4812) 38-48-25) R2037
      Областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского(214000, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Б. Советская, 25/19, (4812) 38-21-68, 38-30-21) R2038
Виртуальные ресурсы:
      Смоленский государственный музей-заповедник (www.smolensk-museum.ru/) - W1508
Наиболее ценные (уникальные) коллекции:

      Гербарий покрытосеменных растений. Собр. и опр. Имшенецкий А.З. в Смоленской области в 1910 г. - 58 ед. хр.
      Гербарий растений, собранный Н.М. Пржевальским в Монгольской экспедиции, в 1908–1909 гг. (сохранился не полностью) – 308 ед. хр.
      Коллекция насекомых, собранная Козловым Н.П. в 1908-1909 гг. во время Монгольской экспедиции (сохранилась не полностью) – 75 ед. хр.
      Коллекция жуков, собранная П.К. Козловым в Монгольской экспедиции (1908–1909 гг. ) – 130 ед. хр.
      Гербарий окрестностей д. Флёново Смоленской губернии,1912 г. – 57 ед. хр.
      Коллекция образцов полезных ископаемых Смоленской области, собранных научным сотрудником Смоленского научно-исследовательского краеведческого института Саловым И.Н. в 1946-1961 гг. – 151 ед. хр.
      Коллекция позвоночных животных, занесенных в Красную Книгу – 17 ед. хр.
      Коллекция насекомых, занесенных в Красную Книгу – 24 ед. хр.
      Коллекция ископаемой флоры Микулинского межледниковья –12 ед. хр.
      Коллекция ископаемых животных кайнозойской эры – 12 ед. хр.
      Образцы растений из гербария, собранного Н.М. Пржевальским в Монгольской экспедиции (870–1873 гг.), впервые описанные академиком К.И. Максимовичем (изотипы) – 9 ед. хр.

Английское название:
     Museum of Nature and Ecology "At the beginnings of the Dnieper"
Английское описание:

     It's one of the oldest museums founded in 1908. The name of the museum had been changed for several times: the Natural-and-historical Museum, the N.M. Przhevalskiy Museum (1914), The Museum of Nature and the Local Land (1948-1977), the Museum of Natural History (since 2008). The museum had changed its location for many times up to the year of 1990, when a house at Studencheskaya Street was placed at its disposal. This house (Number 6) is in the process of restoration at present. The merit of the creation of the museum belongs to the Society of the Smolensk Province's Research. From the first years of its coming into being the museum was formed by the principle of plurality of profiles. Therefore equally with the natural science collections there were archaeological materials, ancient things and coins. The first exposition which had got accessible for visitors in 1913 had the type of an open demonstration of the museum's funds. At the expense of expeditions on collecting the samples of fauna and flora of the Smolensk Province the museum had got more than 3, 5 thousands of things in 1920th. Diverse research work of the museum's research officers had been reflected in their scientific works. At the end of 1930th the museum had become a significant object in the city; it attracted the attention of lovers of nature and of schoolchildren. In the years of the Great Patriotic War the museum's collections had been lost. The major of the Soviet Army A.S. Pavlov had disclosed some part of the zoological objects belonged to the museum at the territory of the occupied Poland and had given it back to the museum. After the War large credits were given out for the museum's reconstruction. Expeditions for collecting the exhibits, for researching into geology and minerals, into flora and fauna were sent into different districts of the Smolensk Region. The obtained materials had become the basis of the first postwar exposition which had beenoccupying the Church of St. John the Baptist(at the Cathedral Hill) up to the year of 1987. Since that time the search for the own building for the museum had been started again. And again the museum had to change its address more than once. In 1990 a three-storied building, a monument of architecture of the 19th century, with its aggregate floor space of 1376, 7m2 was given to the museum. It's situated atHouse № 6 Studencheskaya Street. The future exposition "At the beginnings of the Dnieper"will reflect the evolutionary character of the development of life onEarth, it'lldisclose the problems of the spiritual ecology and of the prospects of future of the planet, and it will acquaint the visitors with the nature of the Smolensk Region

Примечание:

     Официальное название организации: Музей природы и экологии "У истоков Днепра" ОГБУК "Смоленский государственный музей-заповедник".



Для корректировки и пополнения данных Всероссийского Реестра Музеев необходимо отправить заполненную Форму (в формате MS WORD), приложения (MS WORD, JPG, ZIP), а также отсканированный первый лист формы, заверенный руководителем и печатью Организации, по эл. адресу: .
В течении пяти рабочих дней Вы должны получить подтверждение о получении Формы. Если подтверждение не поступило, повторите отправку с другого эл. адреса. С любыми вопросами обращайтесь к инспекторам Всероссийского Реестра Музеев: .

(c) Музей природы и экологии "У истоков Днепра", 2024
(c) MUSEUM.ru, 1996-2024