MUSEUM.ru
ВСЕРОССИЙСКИЙ РЕЕСТР МУЗЕЕВ
данные от 10.2.2017,
в печать 24.2.2024
http://www.museum.ru/ М102
Шереметевский дворец - Музей музыки
Телефоны: (812) 272-4441,   (812) 315-5243,   факс:(812) 314-7746
Почтовый адрес: 190104, город Санкт-Петербург,   наб. р. Фонтанки, д. 34
Почтовый адрес дирекции: 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, 6
Интернет:
адрес: www.museum.ru/m102
сайт: theatremuseum.ru/
афиша: www.museum.ru/m102#news эл.почта: ,    
Режим работы: См. здесь
Проезд: Ст. м. "Гостиный Двор", "Невский проспект", "Владимирская", "Достоевская", "Маяковская". Транспорт до Аничкова моста
Входная плата: См. здесь
Доп. услуги: Недалеко от музея Вы можете воспользоваться гостиницей и местами группового питания
Основные экскурсии:
      Открытые фонды
      Инструменты оркестра
      Фонтанный дом. Дворец и усадьба
      Музыкальные страницы истории Фонтанного дома
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
      Дата открытия - 23.10.1997
      Дата основания - 1900г.
      Международный день музеев - 18.05

Описание:
     После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений. Собрание, универсальное по характеру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (в т.ч. собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т.д. Позже и вплоть до 1984 г. Шереметевский дворец был приспособлен под нужды научно-исследовательского учреждения. Интерьеры дворца погибли, а коллекции были переданы ведущим музеям Ленинграда и Москвы, за исключением отдельных предметов оформления интерьеров, оставшихся в здании. В 1989 г. Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов, также имеющей статус филиала Музея театрального и музыкального искусства. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.
      Экспозиция дворца организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII - XX вв. б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций. В музее функционирует постоянная выставка "Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII - начала XX веков", открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций. В четырех залах Шереметевского дворца в продолжение традиций Музея дворянского быта, воссозданы интерьеры дома В.В.Стрекалова-Оболенского, являющие собой поистине благородное собрание уникальных произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII-XX веков, которое отражает духовную жизнь интеллигенции России (этот бесценный дар, более 700 предметов, Шереметевский дворец получил от его жены А.М.Сараевой-Бондарь).
      Музей Музыки демонстрирует коллекцию музыкальных инструментов, насчитывающую более трёх тысяч экспонатов. Здесь можно увидеть и услышать русские колокола, копии античных инструментов, изготовленные в XIX веке на основе оригиналов, найденных при раскопках древней Этрурии. Барочная причудливость форм европейских инструментов XVII-XVIII столетий - старинных арф, виол, клавесинов - необыкновенно созвучны стилю дворца, ажурным узорам чугунной ограды, лепным украшениям интерьеров. Знаменитая коллекция в старинной оправе барочной архитектуры воспринимается как одна из новых страниц музыкально-исторической летописи Фонтанного дома, хранящей имена знаменитых артистов прошлого, известных историков, живописцев, архитекторов.
      Дворец стал популярным местом проведения концертов.
      В Музее помимо временных выставок действует постоянная экспозиция "Возращённое наследие", в которой отражён последний зарубежный период жизни русского композитора, педагога, дирижёра Александра Глазунова. Сохранение наследия и передача его в Петербург - заслуга приёмной дочери композитора Елены Александровны Глазуновой-Гюнтер. При жизни отца она много концертировала как пианистка, и музыка Глазунова постоянно была в её репертуаре. После кончины отца она основала Фонд Глазунова. В 2003 году Фонд и его глава Николай Воронцов при содействии Министерства культуры Российской Федерации вернули наследие композитора в Россию. Архив Глазунова, включающий в себя книги, письма, нотные автографы и издания произведений композитора, передан на постоянное хранение в Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
      В экспозиции воссоздана обстановка парижской квартиры, где Глазунов провёл последние свои годы. Здесь представлены: мебель, фотографии, документы семьи Глазуновых; письменный стол, рояль фирмы Bechshtein, дирижёрская палочка, личные вещи, ноты и автографы композитора, его посмертная маска

Здание(я):
      Бывшая усадьба графов Шереметевых - уникальный историко-культурный памятник и редкий для Петербурга образец застройки усадебного типа. Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б.П.Шереметеву в 1712 г. Двухэтажный каменный дворец, существующий ныне, был построен в 1750 г. Архитектор постройки - С.Чевакинский. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б.Растрелли. Освоение усадьбы продолжалось на протяжении двух веков. В создании интерьеров дворца и усадебных построек в разное время участвовали архитекторы Ф.С.Аргунов, И.Д.Старов, А.Н.Воронихин, Д.Кваренги, Х.Мейер, Д.Квадри, И.Д.Корсини, Н.Л.Бенуа, А.К.Серебряков и др. До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых
Организация включена в туристические маршруты:
      Музей музыки в Шереметевском дворце
      Фонтанный дом (обзорная)

Основатель: Барон К.К. Штакельберг (1848-1925)


Классификация организации: музыкальная, художественная (изобразительного исскуства)
Тип организации: культурно-массовая
Организационно-правовая форма: некоммерческое учреждение
Статус: субъект РФ
Единиц хранения: 3020, из них предметов основного фонда: 2935, изображений: 1
Площадь организации: экспозиционно-выставочная 350 м2, фондохранилищ 120 м2
Количество сотрудников: 14 , из них научных: 3
Количество посетителей за последний год: 50000
В структуре организации имеются: научная библиотека, экспертная группа, реставрационные мастерские ( по мебели)
Основные должностные лица:
     Метелица Наталья Ивановна, тел. (812) 310-1029 - директор - P771
     Великанова Ольга Алексеевна, тел. (812) 272-3898 - заведующий - P769
Вышестоящая организация:
     Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства(191023, город Санкт-Петербург, пл. Островского, 6 , (812) 571-2195 (заказ экскурсий)) - M148
Членство в музейных организациях и объединениях:
      Международный комитет по музеям и коллекциям музыкальных инструментов CIMCIM(190104, город Санкт-Петербург, набережная р. Фонтанки, д. 34 ) R290
Виртуальные ресурсы:
      Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства (theatremuseum.ru/) - W1197
Наиболее ценные (уникальные) коллекции:

      Коллекция флейт Императора Александра I - 9 предметов
      Коллекция медных духовых инструментов Императора Александра III - 11 предметов
      Колллекция персидских инструментов Императора Александра III - 12 предметов
      Коллекция мемориальных инструментов композиторов - 9 предметов
      Русский роговой оркестр - 161 предмет
      Коллекция виол XVII - XIX вв. - 32 предмета
      Коллекция поперечных флейт - 120 предметов

Наиболее значимые предметы фондов:

      Скрипка – F944
      Барочная гитара – F945
      Виола ди Бордоне – F946
      Спинет-бюро – F947
      Спинет – F948
      Флейта траверсо – F949
      Флейта свистковая, открытая – F950
      Балалайка – F951
      Арфа – F952
      Письмо с рисунком "Сад в Красной Поляне" – F975
      Письмо с рисунком – F976
      Блюдо подносное – F977
      Портрет Екатерины Павловны Шереметевой – F978
      Портрет А.М. Сараевой-Бондарь – F979
      Ваза декоративная – F980
      Рама художественная – F981
      Флейта траверсо – F3345

Английское название:
     The Museum of Music in the Sheremetev Palace
Английское описание:

     The former mansion of Counts Sheremetev is a unique historical and cultural monument, which represents rare for St.Petersburg pattern of an urban mansion. The site on the bank of the Fontanka was granted by Peter I to the field-marshal Count Sheremetev in 1712. The existing two- storied stone palace was built in 1750 by the architect S.Tchevakinsky. There are also reasons to believe that the sketches by F.-B.Rastrelli were also used. It took two centuries for the mansion to be completed in its development. At different times different architects participated in the decoration of the Palace and its outhouses (F.Argunov, I.Starov, A.Voronikhin, J.Quarengui, Ch.Meier, J.Quadri, I.Korsini, N.Benois, A.Serebryakov and others). Up to 1917 the Palace and the land had belonged to the five generations of the senior branch - the Counts - of the old Russian family of Sheremetev. After the Revolution the Palace was turned into a museum and existed as the Museum of Russian Nobility up to 1931. The private collection of the Sheremetev, which they had been gathering for 200 years, served as the basis for the museum's archievs. The collection, complex in its composition, was universal and at the same time versatile. It comprised a picture gallery, a collection of sculptures, arms, coins, samples of decorative and applied arts (among them collections of bronze articles, china, silver, furniture), a library (both music sheets and books; manuscripts, post-cards), church plate and icons (from the Fountain House church), etc. Later and up to 1984 The Sheremetev Palace premises had been used for the needs of a research institute. The interiors had perished, and the collections had been given over to the major museums of Leningrad and Moscow, except for the few items of interior decoration left in the building. In 1989 the Palace was handed over to the Museum of Theatre and Music, with the idea of setting up a Music Museum of St.Petersburg and housing the State Collection of Musical Instruments, which also belonged to the Museum of Theatre and Music. Since the 1980's restoration work has been in progress in the Sheremetev Palace, with a view to restoring the gala and memorial interiors of the 19th century. At present the majority of the Sheremetev halls, given to the museum in dramatic state, have been restored. The exhibition is arranged in three directions: a) The history of the Sheremetev family and life of Russian nobility in XVIII - XX cc. b) Open stores of the unique collection of musical instruments c) The exhibition of private collections. The permanent exhibition "The Sheremetev family and the Musical Life of the 18-20th cc." was organized in 1995 in collaboration with the State Hermitage, the Russian National Library, Pushkin House, the State Tretyakov Gallery, the Ostankino Memorial Palace, the Russian Porcelain Museum in Kuskovo, as well as owners of private collections. Another notable exhibition is a private collection of A.M.Sarayeva-Bondar (wife of V.V.Strekalov-Obolensky - a Petersburg collector). The collection numbering over 700 works of fine and applied arts (18-20th centuries) is one of the most precious recent acquisitions of the museum. The permanent Musical Instruments Collection displayed at the Palace has three thousand exhibits. "The Open Stores" exhibition opened in the October of 1997 in the Gallery Wing of the Fountain House. Here one can hear the Russian bells, replicas of antique musical instruments, copied in the 19th century from authentic pieces, which had been discovered during the excavations of Ancient Etruria. The fancy shapes of the baroque instruments of the 17-18th centuries - the old harps, viols, harpsichords- go extremely well with the style of the Palace, the delicate design of the iron railings, the stucco moulding of the interiors. The famous collection, framed by the old baroque architecture, is perceived as a new page in the musical-historical annals of the Fountain House, in which there are the names of famous artists of the past, renowned historians, painters, architects. The museum has become a popular place for concerts

Примечание:

     Официальное название организации: Шереметевский дворец - Музей музыки - филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.



Для корректировки и пополнения данных Всероссийского Реестра Музеев необходимо отправить заполненную Форму (в формате MS WORD), приложения (MS WORD, JPG, ZIP), а также отсканированный первый лист формы, заверенный руководителем и печатью Организации, по эл. адресу: .
В течении пяти рабочих дней Вы должны получить подтверждение о получении Формы. Если подтверждение не поступило, повторите отправку с другого эл. адреса. С любыми вопросами обращайтесь к инспекторам Всероссийского Реестра Музеев: .

(c) Шереметевский дворец - Музей музыки, 2017
(c) MUSEUM.ru, 1996-2024